Как создать свой стартап: советы от молодого предпринимателя

Истории предпринимателей всегда мотивируют воплощать в жизнь свои идеи, а еще, изучив опыт других, можно избежать многих ошибок. Ученик Кембриджской международной школы и сооснователь настольной игры «ФудСовет» Антон Семыкин рассказал, как в 15 лет пришел к предпринимательству и на что обратить внимание, если со школы хочешь делать свой стартап.
Как создать свой стартап: советы от молодого предпринимателя
Антон Семыкин

Любой опыт важен

Я помню, как получил свою первую работу — у моего отца был знакомый, который создавал свою школу и искал учителей. Я в тот момент занимался самообучением: программированием и робототехникой. У меня были базовые навыки программирования, а еще — младшие брат и сестра, поэтому я знал, как общаться с детьми, увлечь их каким-либо занятием и что такое ответственность. Мне предложили работу, и я стал преподавать на базе Lego Education — рассказывал детям, как делать роботов.

Получить первую работу еще в средней школе мне помогли навыки, которые напрямую не относятся к предпринимательству — увлечение роботами и умение общаться с детьми. Сейчас я разрабатываю игры, и в этом мне тоже помог опыт из детства: мой папа крутой геймер, и я наблюдал, как он играл в разные игры. Это помогло мне замечать, как устроены игры и как взаимодействуют персонажи. Теперь я использую эти знания при создании своих игр.

Поэтому не стоит недооценивать свои хобби или умения, которые на первый взгляд кажутся бесполезными или слишком специфическими. Вы никогда не знаете, где пригодятся ваши навыки. Так что чем разнообразнее ваш опыт, будь то образование, коммуникации с разными людьми, спортивные увлечения и так далее, тем лучше.

Учите английский

До третьего класса я учился в базовой русской школе, а затем начал углубленно учить английский, и это помогло мне в будущем. Английский до сих пор моя главная фишка — я владею им лучше, чем русским. Сейчас, если кто-то ко мне обращается за помощью, то часто это связано именно с английским.

Хороший английский также позволяет лучше понимать, что происходит в других странах, читать не только про опыт предпринимателей в России, но и за рубежом. И язык помогает учиться — знания из международных школ и курсов нужно использовать, чтобы выгодно отличаться от конкурентов на своем рынке и быстрее расти.

Не бросайте идею в самом начале

Одна из главных проблем среди молодых предпринимателей — страх начать. У меня до сих пор есть сложности: когда я начинаю какой-то проект, то впадаю в ступор, не знаю где и как начать. Всем страшно потерпеть неудачу в самом начале, но не нужно составлять план проекта на несколько лет вперед — это бесполезно. Вы будете бесконечно планировать, но так и не начнете ничего делать.

Многие мои знакомые молодые предприниматели впадают в этот ступор и не знают, как пройти первые 10% своего пути. Некоторые начинают делать свой проект, сталкиваются с первыми сложностями и бросают, объясняя это тем, что они не готовы.

Я считаю, что никогда нельзя бросать в начале. Лучше пробиться через эти первые 10% — легче не станет, но станет понятнее. Например, мне кажется, что одна из самых проблемных сфер в бизнесе при продаже товаров — это вопрос логистики. Нужно учесть сразу много факторов, понять, как лучше для конкретной компании — отдать доставку на аутсорс или нанять курьеров в штат, при этом важно выбрать вариант, который не приведет к убыткам. Сначала все это кажется очень непонятным, но когда сталкиваешься с этими задачами несколько раз, то их становится гораздо легче решать. Однако большинство людей так устроены, что бросают проблему сразу, когда впервые сталкиваются с ней. Они просто говорят: «Нет, я больше этим заниматься не буду, я не умею». Хотя, вероятнее всего, нужно просто попытаться несколько раз.

Планируйте день

Сейчас я учусь в школе, а параллельно разрабатываю новую игру. В ней я буду рисовать от руки большую часть дизайна — мне нравится это направление и уже появилось достаточно опыта.

В прошлом году, когда я сдавал много экзаменов, были сложности — приходилось больше времени уделять учебе и меньше времени работать: заниматься дизайном игровых элементов, проводить встречи с потенциальными партнерами и так далее.

Мое обычное расписание сегодня выглядит так: в первой половине дня я хожу в школу, а вторую половину дня уделяю проекту. Летом во время каникул можно больше фокусироваться на работе или себе. Советую делать тайм-тейбл на ближайшее будущее — должно быть понимание, чем будешь заниматься в ближайшие три-четыре дня.

Я делаю пометки в Google-календаре, а также прошу близких напоминать мне о делах, которые могут ускользнуть от моего внимания. Получается эдакий биологический календарь. Когда я не готовил расписание дня, много моего времени уходило в никуда.

Развивайте свое комьюнити

В какой-то степени мне повезло — благодаря родителям я с детства варился в атмосфере предпринимательства, мне было кому помочь и у кого учиться. Но так было не во всем.

Например, я занимался моделингом и актерским мастерством. В этой сфере я никого не знал, приходилось самостоятельно знакомиться с людьми, ходить на мероприятия, учиться и нарабатывать связи. В итоге я полгода работал моделью, а потом еще полгода помогал организовывать вечеринки.

Одна из вещей, которых, мне кажется, боятся многие — мысль про то, что если нет какого-то дяденьки, который может тебе помочь и познакомить с нужными людьми, то ничего не получится. Но сейчас этот стереотип ломается благодаря соцсетям. Если вы действительно хотите, то сможете сами сформировать свое коммьюнити. И вы уже вместе привлечете внимание к своему проекту, масштабируете его и сделаете мир немного лучше :)

Не бойтесь общаться

Прозвучит банально, но коммуникация — очень важный навык для предпринимателя. Бывает так, что у человека появилась классная идея, и он рассказывает ее друзьям, родителям, но они могут не проявить достаточного интереса. Тогда кажется, что твоя идея не слишком хороша. Но, возможно, о ней стоит рассказать большему количеству людей, чтобы собрать больше обратной связи

Из-за подобной скромности люди стесняются продвигать свой проект или вовсе прекращают его. Мне кажется, важно иметь смелость говорить о своей идее и не бояться отзывов, даже негативных. Потому что любая обратная связь полезна — с ее помощью можно лучше понять целевую аудиторию проекта и устранить его слабые места.