Демо-версия: стажировка как отличный способ познакомиться с профессией

Отправиться в невесомость — нет ничего проще. Там уже побывали Илон Маск и Джефф Безос – богатейшие люди планеты. Такими темпами человечество скоро начнет гонять к звездам как на дачу. Но стоит только заговорить о стажировке студентов, сразу возникает вопрос: а оно мне надо? Поверь: надо! Тем более что осень — самое время подыскать стажировку на неполный рабочий день.

Давай для начала отделим мух от котлет, а Джонни Деппа от «Пиратов Карибского моря». Студенты вузов в обязательном порядке проходят производственные практики. Их цель — закрепление теории, отработка профнавыков, подготовка квалифицированных работников. Дело благое, но не всегда можно выбирать место, где эту самую практику проходить — часто вуз решает за тебя. Зато, когда отстреляешься, самое время задуматься и о стажировке, где ты сам себе хозяин. Дело добровольное, но о-о-очень выгодное.

Как искать? В помощь тебе преподаватели и старшекурсники, вузовские центры карьеры, сарафанное радио, кейс-чемпионаты. Советуем также составить карту компаний, где хотелось бы работать — разошли электронные письма по контактным адресам. В теме обязательно укажи «Хочу пройти у вас стажировку». В самом письме поинтересуйся, есть ли в компании в принципе такая возможность. Коротко расскажи о себе, а главное, какой пользы от тебя ждать. Не забудь указать контакты. Есть резюме? Отлично! Смело прикрепляй его. Кстати, на hh.ru составить его проще простого, благодаря удобному конструктору. Готовое резюме ты можешь сохранить как файл в формате, удобном для экспорта. И еще совет: не ленись, и отправляй в каждую компанию отдельное письмо. Не устраивай «остров погибших кораблей» из миллиона адресов в копиях. Это крипово!

В общем, план мы накидали, дальше — самостоятельно. Но имей в виду, что борьба за место в программе стажировки бывает неслабой. Там все по-взрослому: тебе назначают собеседование, задают разные вопросы, изучают сильные и слабые стороны. Но мучения того стоят. Ведь стажировка — это отличный челлендж и идеальный способ сравнить ожидания с реальностью. Хочешь пруфов? Тогда следи за пальцами.

Пруф № 1

Ты наберешь кучу хард- и софт-скиллов, адаптируешься к корпоративной культуре, погрузишься в рабочие процессы и увидишь, как в принципе функционирует профессия, проникнешься ее особенностями и поймешь, разделяешь ли те задачи, которые она решает. Сложности с трудоустройством у молодых специалистов часто возникают потому, что они не понимают: «А что, меня вообще ждут?» Внимание, вопрос! Как думаешь, кому работодатель сделает оффер — теоретику или выпускнику с опытом работы?

Пример:

В агентстве недвижимости «МИЭЛЬ» стажировка уже плавно перетекает в работу. Студентов берут ассистентами и младшими специалистами. Это стартовые позиции в рекрутменте, но они позволяют понять суть профессии. Ключевыми качествами для успешного старта в компании называют скорость поиска новой информации, открытость новому, вежливость, коммуникабельность.

«Для нашей компании стажеры — свежий взгляд не вовлеченного в отрасль человека. Молодые ребята дают отличные идеи и мыслят как новое поколение клиентов. В коллективе наличие студентов помогает усилить идею реального разнообразия опыта, возраста, стажа. Только так можно построить сильную устойчивую команду, в том числе с очень молодыми и малоопытными ребятами».
Елизавета Генералова, директор по персоналу группы компаний «МИЭЛЬ»

Пруф № 2

Готовься стать частью чего-то очень важного. Летучки, планерки, чаты, видеоконференции... Все это поможет поднять коммуникативные навыки на новый уровень. Ты будешь иметь представление, сколько зарабатывают специалисты. Возможно, узнаешь ценные лайфхаки, как повысить свое благосостояние.

И еще несколько важных моментов. Во-первых, ты определишься, в микроклимате какой компании тебе комфортно существовать: огромного холдинга или маленькой, почти домашней организации на пару десятков сотрудников. Во-вторых, познакомишься с карьерной картой и получишь представление о том, до какой позиции хотелось бы дорасти. Наконец, оказавшись внутри реального бизнеса, ты удивишься огромному количеству смежных с твоей специальностей. Стажируешься в отделе маркетинга, но тебя заворожило SEO или UX? Поздравляем, теперь ты точно знаешь, в каком направлении двигаться, не растрачивая силы и время на что-то другое.

Пример:

Посмотри, как проходят стажировки в ряде крупных компаний и чему на них можно научиться.

Пруф № 3

Мечта детства — работать в корпорации-бренде? Бывает, что встроиться в компанию с именем с улицы — дело такое же хлопотное, как и спасение мира Джеймсом Бондом. Но часто именно с помощью стажировок можно стать ее частью. А если докажешь свою полезность, то и обеспечить себя постоянной работой. Многие без проблем предоставляют место отличившимся стажерам или включают их в кадровый резерв. Для компаний это даже выгодно — не нужно нанимать случайных людей, с нуля воспитывать лояльного специалиста, прививая ему нужные навыки или хантить готовых профессионалов под огнем контрофферов.

Пример:

Более 50% всех стажеров, которые были наняты за пятилетнюю историю существования программы SafeBoard в «Лаборатории Касперского», до сих пор работают в компании! Многие из них уже давно переросли Junior-позиции и сейчас работают на ступенях Middle, Senior и Lead. Сама программа рассчитана на студентов вузов Москвы, Санкт-Петербурга и области. Учебное заведение роли не играет — гораздо важнее знания и скиллы, которыми владеет претендент. Стажеры участвуют в работе над проектами наравне с остальной командой и отвечают за свой блок задач. К ним изначально относятся как к коллегам, которые дают реальный результат и развивают бизнес.

Демо-версия: стажировка как отличный способ познакомиться с профессией«В первую очередь мы хотим видеть в стажерах ответственного сотрудника и полноценную рабочую единицу команды. Конечно же, команда оценит, если он будет вести себя проактивно — высказывать свою позицию и предлагать решения. У нас были ситуации, когда стажерские инициативы облегчали работу всего отдела. Ну как такого студента не взять в штат?»
Юлия Феоктистова, менеджер образовательных программ в «Лаборатории Касперского»

Пруф № 4

Используй каждую минуту стажировки себе во благо. Учись эффективно общаться не только с ментором, но и топ-менеджментом, коллегами и такими же молодыми специалистами, как ты. Повышай свой социальный капитал — расширяй нетворкинг. Деловые связи пригодятся, когда начнешь заниматься поисками уже постоянной работы.

Пример:

Студенты, прошедшие стажировку в Nobilis.Team, чаще рекомендуют в компанию сотрудников, так как их круг общения состоит из таких же молодых специалистов, находящихся в поиске работы. К программе стажировки здесь привлекают учащихся последних двух курсов профильных вузов. Особенное внимание уделяется фундаментальным техническим знаниям кандидата, его стремлению развиваться в предметной области, системности мышления, хорошим навыкам тайм-менеджмента, наличию дополнительных знаний за рамками университетских программ и пониманию, зачем в принципе идти в ИТ. Студенты начинают с частичной занятости, 30–40% из них после учебы возвращаются в компанию.

Демо-версия: стажировка как отличный способ познакомиться с профессией«Стажеры для нас — рычаг для масштабирования компании. Студенты, как правило, энергичны и заряжают энергией других сотрудников, легко адаптируются. Регулярная стажировка поддерживает в тонусе внутренние стандарты компании по адаптации новых сотрудников».
Наталья Питерская, исполнительный директор

Пруф № 5

Ты сможешь в «поле» опробовать вузовскую теорию, будешь получать фидбэки от более опытных коллег. Благодаря их реакции начнешь познавать свои слабые и сильные стороны.

Пример:

Стажеры в Правительстве Москвы могут в любой момент подойти к своему куратору, спросить совета, поинтересоваться мнением о выполненной работе. Оплачиваемая стажировка длится здесь полгода, берут студентов старших курсов, магистрантов, выпускников. Они могут выбирать работу в Аппарате мэра, Департаменте образования и науки и Агентстве инноваций Москвы. Лучшим предлагают работу. Более 60% молодых специалистов получают оффер во время стажировки или сразу после нее.

В конце концов, ты придашь своему резюме убедительности строчкой об опыте работе и приобретенных скилах. Это производит на работодателя магическое действие.